Новости республики

17 Августа 2018 17:38
Высшее образование: какие изменения ждут казахстанских студентов

В Астане состоялась ежегодная республиканская августовская конференция педагогических работников «Человеческий капитал в условиях четвертой промышленной революции». Как отметил министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев, 2018 год – год масштабного повышения ответственности колледжей и высшего образования, тех кто выпускает уже специалистов на рынок труда, перед населением за качество подготовки. 

Глава МОН РК акцентировал внимание на двух базовых понятных основ качества: первое, это современные образовательные программы и второе, высокие требования к студентам.

«Закон об академической свободе дает возможность ВУЗам оперативно обновить образовательные программы. Рейтинг образовательных программ НПП «Атамекен», основанный на занятости и оценке профессиональных союзов работодателей, а, значит, на востребованности и современности образовательных программ, дает ВУЗам четкое направление обновления. Мы считаем, что платформа для решения этой задачи заложена. Теперь время повышения ответственности ВУЗов. Глава государства пошел на беспрецедентное увеличение образовательных грантов на 10 тысяч в прошлом году, и еще на 20 тысяч в этом. Нам оказано большое доверие, поэтому ответственность ВУЗов за качество – стала задачей номер один», - сказал Сагадиев.

Министр пояснил, как министерство будет решать данную задачу.

«Первое, на базе рейтинга основанного на занятости выпускников министерство начнет принимать меры по отзыву лицензий у ВУЗов по специальностям, где идет низкое трудоустройство. 17 лицензий в этом году уже отозвано. Работа будет усилена. Это приведет к профилизации вузов по основным направлениям. Там, где они могут хорошо преподавать, пусть преподают. Там где диплом не дает хорошей востребованности, преподавать не имеет смысла», - пояснил он.

Второе, как отметил министр, повысятся квалификационные требования к университетам отдельно, институтам отдельно, академиям отдельно. Разработана новая пруденциальная, объективная, независимая от МОНа система, кто может называться университетом, институтом, академией, которая сегодня проходит обсуждение с ректорами ВУЗов.

Третьим аспектом стала задача создания лиги за академическую требовательность, которая системно поставит высокие требования к студентам, академическую честность, высокое имя своего ВУЗа над текущей рыночной конъюнктурой. По словам министра, это инициатива самих ВУЗов.  

«Это не все меры, которые мы будем предпринимать. Есть KPI для ректоров государственных ВУЗов, есть обязательный антиплагиат, есть поэтапное внедрение сертификации для выпускников регулируемых профессий и так далее. Но, все что Министерство делает либо идет от самих ВУЗов, либо с ними широко обсуждается», - добавил министр.

Е.Сагадиев также сообщил, что многое, что внедряется в высшем образовании, затронет и колледжи.

«По поручению Главы государства в рамках «бесплатного ТиПО для всех» доля студентов, обучающихся по госзаказу, увеличена до 54%. Это позволило остановить негативный тренд ежегодного сокращения контингента колледжей, продолжавшийся последние 5 лет», - пояснил глава МОН РК.

Вместе с тем, внесены дополнения в Закон «Об образовании» в части ТиПО. 

«Для обновления содержания на основе требований WorldSkills по всем 246 специальностям разработаны модульные программы, содержание программ и ожидаемые компетенции согласованы с работодателями. Теперь надо активно внедрять. То есть полностью переходить на новые программы. Как вы знаете, Казахстан принял участие в трех международных чемпионатах WorldSkills и в 2017 году занял в ОАЭ - 24 место из 77 стран, это +26 позиций за 2 года. То есть, новые программы начинают давать свои результаты», - проинформировал Сагадиев.

Министр подчеркнул, что за последние два года ведомством было переведено 500 ключевых зарубежных учебников, необходимых для системы ТиПО, на которых будет основываться преподавание спецдисциплин. 

«Около 10 тыс. преподавателей и мастеров мы обучили по новому содержанию, 5 200 на этот год у нас заявлено, и последняя группа из 5 200 – в следующем 2019 году. То есть, по большому счету мы обеспечим колледжи и новыми программами, и преподавателями, которые их понимают, и базовыми учебниками», - заверил Сагадиев.

Кроме того, для повышения статуса работников ТИПО планируется распространение Национального квалтеста в 2020 году по аналогии со средним образованием. 2019 год – год разработки тестовых заданий, проработка доплат за квалификацию и так далее.

«Теперь задачи колледжей. Нам нужна профилизация. Как и в высшем образовании со следующего года НПП «Атамекен» запускает рейтинг колледжей, который станет основой для формирования госзаказа, корректировки образовательных программ, с учетом требований рынка. На сегодняшний день сокращено 109 дублирующих и невостребованных специальностей ТиПО, что привело к изменению профиля 66 и объединению 20 колледжей (из 477 осталось 467). Эту работу мы будем продолжать, основываясь на занятости выпускников, там где преподается не так, как надо, не то что надо и в результате выпускники не устраиваются на работу – лицензии на это направление надо пересматривать», - резюмировал министр. 

Также он напомнил, что с сентября т.г. все колледжи переходят на подушевое финансирование. 

«Большой вопрос – это кредитная технология. С начала нового учебного года будет проведен пилот в 46 колледжах совместно с ВУЗами-партнерами и теперь кредиты, полученные студентами колледжей, будут автоматически засчитываться при переходе в ВУЗ. Пока эта работа будет проводиться в пилотном режиме, но в следующем году – полностью», - сказал Сагадиев.

Следующей важной инициативой стало расширение дуального обучения. Она заключается в привлечении НПП «Атамекен» в профессиональную практику студентов колледжей. А именно в определении наставника с производства и его оплаты. Сейчас 300 предприятий-партнеров есть, они успешно работают. Это позволит повысить вовлеченность студентов в дуальное обучение. Сегодня дуальным обучением охвачено всего 12%. Эта доля должна быть повышена, как минимум, до 20%.

Кайрат Жандыбаев