Новости республики

16 Августа 2019 15:16
Августовская конференция: зарплата учителей и новшества в сфере образования

Заработная плата учителей

Самой главной и радостной новостью для всех работников образования стало, конечно же повышение заработной платы учителям в два раза.

«Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплаты учителей, многие доплаты исчисляются с базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов в стране не чувствуют существенного повышения - надо прямо об этом сказать. При этом заработная плата остается одной из самых низких и составляет всего лишь 65% от средней заработной платы по экономике. С этим, конечно, мы мириться не будем. Поэтому поручаю Правительству в целях привлечения квалифицированных кадров в систему образования и повышения статуса педагогов увеличить заработную плату учителей в два раза в течение четырех лет», – сказал Президент РК Касым-Жомарт Токаев на пленарном заседании августовской конференции в столице.

Глава государства отметил, что принятие закона и осуществление указанных мер приведут к существенным изменениям. Задача Правительства РК, как подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, заключается в обеспечении практической реализации всех принятых норм.

Новшества в системе образования

Президент отметил, что система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям.

«Сегодня революции в сфере IT и биотехнологии меняют человечество. Поэтому система образования нуждается в быстрой адаптации к новым реалиям. Ведущие школы мира всецело занимаются развитием креативного потенциала детей, обучают цифровым технологиям и точным наукам. Педагоги меняют методики обучения в сторону игровых форматов, находятся в постоянном поиске. Все мы едины в своем стремлении сделать Казахстан процветающей, развитой страной. Ключ к этому - качественное, доступное и современное образование. Я подчеркиваю – современное образование. Сейчас как никогда важно придать новый мощный импульс развитию данной сферы», – сказал Токаев.

Глава Казахстана добавил, что сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, мы не должны стоять на месте.

«Система образования должна находиться в поиске, постоянно развиваться. Потому, главная надежда возлагается на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному. Задача педагогов и, конечно, родителей – воспитание достойных граждан нашей страны. Достойный гражданин – это человек, обладающий суммой необходимых знаний, которые будут использованы на благо нашего государства. Достойный гражданин – это патриот Казахстана. Другой Родины у нас нет. Мы должны опираться на юное подрастающее поколение, чтобы передать им судьбу нашего государства. В смене поколений состоит смысл жизни. Это по сути, закон жизни», – отметил Токаев.

Главная задача, как отметил Президент, подготовить новое поколение к грядущим трудностям и вызовам.

«Новое поколение должно быть воспитано на идеях и ценностях трудолюбия. Наши дети должны хорошо понимать, что без трудолюбия они в сложнейших условиях грядущей эпохи окажутся просто неконкурентоспособными. Упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск – это основа успеха в 21 веке, где роботы с искусственным интеллектом будут заменять людей во многих профессиях. Именно в воспитании трудолюбивой нации заключается фундаментальная задача наших педагогов. Для этого важно быть на передовой мировых новаций и изменений в глобальном образовании», – сказал Глава государства.

Дошкольное образование

Кроме того, Касым-Жомарт Токаев отметил важность повышения качества и воспитательного процесса.

«Хорошо известно: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Нашим детям необходимо прививать экологичное сознание, всячески культивировать культуру бытовой чистоты, гигиены, учить пониманию исключительной важности защиты природы, как это делается в странах Северной Европы. Все эти установки отражены в программных статьях Елбасы «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи». Педагогам предстоит продвигать эти ценности на всех ступенях образования, во всех образовательных учреждениях, в том числе и в частных образовательных учреждениях», – сказал Президент РК.

Глава государства выразил беспокойство частыми случаями несоответствия уровня воспитания стандартам в частных детских садах.

«В негосударственных дошкольных организациях зачастую воспитательно-образовательный процесс фактически отсутствует. Воспитатели не всегда руководствуются требованиями государственного общеобязательного стандарта. Из материалов СМИ мы часто узнаем о вопиющих случаях избиения детей, их содержания в ненадлежащих условиях. Поручаю Правительству принять все необходимые меры, включая законодательные меры, для обеспечения высокого качества дошкольного обучения и воспитания. Считайте, что это приоритетная задача. Здесь важно сказать и о проблеме суицидов в детской и подростковой среде. Это трагедия для всех нас, всем надо серьезно задуматься, почему дети идут на такой шаг. Формирование твердых жизненных установок является базовым критерием качества воспитательного процесса. Наша общая задача – воспитание нового поколения оптимистов, обладающих твердой волей к преодолению жизненных неурядиц. По-другому никак нельзя. Ведь жизнь прожить – не поле перейти», – подчеркнул Токаев.

Статус педагога

Касым-Жомарт Токаев отметил важность повышения статуса педагога.

«Все, о чем мы сейчас говорим, напрямую зависит от учителей. Для повышения конкурентоспособности нации нам необходимо на деле добиваться высокого статуса для наших педагогов. В проекте закона «О статусе педагога» предусмотрены комплексные меры поддержки. Это сокращение нагрузки на учителей, гарантии защиты чести и достоинства, и материальные стимулы. Важнейшая из них - доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска для всех педагогов до 56 дней, доплата за степень магистра и другие», - сказал Президент РК.

Президент подчеркнул, что в законе «О статусе педагога» отдельно предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога, установлению запрета на проведение необоснованных проверок.

Вместе с тем, Глава государства раскритиковал существующую систему оценки деятельности педагогов.

«Показательный пример - проведение в 2018 году так называемых «сертификаций», в результате которых 35% педагогов не смогли преодолеть пороговый уровень. Правильная идея оценки уровня подготовленности учителей была реализована крайне бюрократично и однобоко. Такого рода квазиреформы приводят к снижению престижа профессии учителя. Условия труда педагогов серьезно ухудшаются из-за постоянного увеличения отчетности для контролирующих структур. Психологическую нагрузку на педагогов и учащихся накладывает и оценочная система знаний в рамках обновленного содержания образования. При негативных результатах педагоги подвергаются давлению со стороны руководства учебного заведения, поскольку низкие оценки негативно влияют на рейтинг школы. Система оценки, безусловно, нужна, но подходить здесь нужно взвешенно и объективно. Тем более следует исключить давление на педагогов. Не прекращается порочная практика, когда местные акиматы зачастую злоупотребляют своими полномочиями, задействуя преподавателя в административных целях, разного рода мероприятиях, не имеющих никакого отношения к системе образования. Поручаю Правительству принять срочные кардинальные меры по решению указанных проблем», – резюмировал Токаев.

Образование в ВУЗах

Президент Казахстана также отметил необходимость в обеспечении высокого качество образования в вузах.

«Без этого увеличение образовательных грантов из блага может превратиться в мину замедленного действия. В погоне за обеспечением доступности высшего образования нельзя допустить его девальвации. Каждый родитель хочет, чтобы его дети получили высшее образование. Но сегодня более актуальный вопрос – вопрос востребованности будущего выпускника на рынке труда. Поручаю Правительству детально изучить вопрос стоимости государственных грантов и их адекватности современным реалиям. Министерству образования и науки необходимо пересмотреть свои требования и нормативы, предъявляемые к вузам. К примеру, из-за требования по соотношению численности студентов к преподавателям вузы вынуждены искусственно «раздувать» штаты», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Стратегия развития среднего образования

Глава государства расставил приоритеты в развитии среднего образования в стране.

«Необходимо определить дальнейшую стратегию развития среднего образования. Сегодня в мире сложился определенный стандарт общего среднего образования, рассчитанный на 12-летнее обучение. Сохраняется также тенденция увеличения продолжительности учебного процесса в начальной школе. В 60% стран мира школьное обучение начинается с 6 лет, что способствует более раннему интеллектуальному развитию и социализации ребенка», - сказал Лидер страны.

Президент РК поручил Правительству обеспечить продуманный плавный переход к новой 12-летней модели в рамках реализации новой Госпрограммы развития образования и науки до 2025 года.

«Вместе с тем важно понять, в каком направлении будет двигаться техническое и профессиональное образование. Вызывает обеспокоенность и медленная реализация проекта «Жас маман», механизмы осуществления данного проекта не отработаны, перечень специальностей не утвержден. Правительству следует принять исчерпывающие меры, чтобы, наконец, запустить данный проект в жизнь, определить конкретные сроки, предложить четкий алгоритм действий. Еще один актуальный вопрос – это модернизация средне-специальных учебных заведений в соответствии с требованиями и потребностями рынка труда. Практика показывает, что акцент только на материально-техническом переоснащении действующих колледжей является ресурсозатратным подходом. Поручаю Правительству комплексно подойти к развитию организаций ТО, определив стратегические ориентиры в вопросах перехода колледжей в доверительное управление крупных предприятий, развития дуального обучения, трудоустройства выпускников», - заключил Касым-Жомарт Токаев.

Напомним, августовская конференция педагогических работников – традиционное событие для педагогов, дающее отсчет началу нового учебного года и новых педагогических идей. Во время конференции педагоги вырабатывают методические рекомендации по модернизации образования, определяют ключевые направления развития системы образования в рамках обновления ее содержания, обсуждают проблемы и перспективы модернизации системы образования на основе приоритетов воспитания и повышения качества образования, новшества в системе среднего образования на 2019-2020 учебный год.

Кайрат Жандыбаев

Фото: Артем Чурсинов